понедельник, 15 августа 2016 г.

Горы любят сильных и отважных....

«Почему так хороша Дигория, почему в других местах я не ощущал того удовольствия, как здесь, среди зеленых лугов, омываемых Урухом, и великолепных хвойных лесов, в темную зелень которых спускаются белые ленты ледников? Отдельные элементы горного ландшафта сочетаются в Дигории поразительно мягко и живописно, нет ничего угрюмого и мрачного, а свежая изумрудная зелень лугов, благородные, архитектонические линии тонко вырезанных вершин с блестящим фирновым покровом у их подножий ласкают взор счастливым сочетанием красок...»

Н. В. Поггенполь
Ежегодно в течение многих лет, а точнее с 1982 года, учителя нашей гимназии организовывают походы в интереснейшие места Северного Кавказа. В этом году мне и моему десятилетнему сыну Никите посчастливилось побывать в Дигорском ущелье, на западе Северной Осетии, недалеко от границы с Грузией. Оно является самым красивым и самым удаленным от города Владикавказа (до столицы Осетии 120 км). Находится ущелье в бассейне реки Урух, притоки которой свое начало берут в царстве огромных многовековых ледников и древних снегов. Скалистый хребет, в котором образовалось ущелье, расположен параллельно главному хребту.

Итак, вечером 4 августа наша туристическая группа в составе 29 человек собралась на ступеньках гимназии. К 21.00 был подан автобус, который мужская часть группы сразу бросилась загружать палатками, провизией, рюкзаками, снаряжением и всеми необходимыми в горах вещами. К 23.00 все было готово, и мы отправились в дальний десятичасовой переезд. Проехав последний населенный пункт, наш автобус въехал в узкий тоннель, мы очутились в Дигорском ущелье – идеальном месте для отдыха, активного туризма, восстановления сил и укрепления здоровья. Прямо из дымки перед нами возник силуэт Георгия Победоносца, самого почитаемого и любимого святого в Северной Осетии (еще не раз приветствовал он нас на осетинской земле). Дорога в ущелье пролегала по узкому отвесному карнизу, образованному в скалах, возвышающихся над бурными водами реки Урух. Примерно через час мы были на месте.

База отдыха «Дигория-Ростсельмаш» приветливо открыла перед нами свои ворота, и мы приступили к заселению. Многие разместились в небольших номерах с удобствами, хотя большинство туристов нашей группы предпочли проживание в палаточном лагере. К сожалению, к таким условиям я еще не была готова (может, на следующий год попробую!!!!) Вид из лагеря открывался изумительный: огромные, цвета старого серебра, приветствовали нас горы - великаны. Поспешила и погода показать, кто здесь хозяин! Проливным дождем и градом встретила она нас в первый же вечер. Но не так просто испугать заядлых туристов: забившись в огромную желтую палатку, уплетая вкусную гречневую кашу с тушенкой, мы обсуждали планы на завтра…

А утром ласковое солнце уже провожало нас в первую пешеходную прогулку на водопад, который в народе называют «Три сестры». Дорога к нему не из легких, но каждый, кто побывал у подножия «Трех сестер», знает: это стоит того. Природа просто потрясала своей красотой, ведь в Дигории находится замечательный национальный природный парк «Алания». В зависимости от высот над уровнем моря здесь можно встретить и влажные леса, и великолепные альпийские луга, и лесостепную зону, и ледники, и озера, и водопады, и даже маленькие ручьи. Вечером, собравшись на ужин в нашей желтой палатке, мы делились впечатлениями дня, пели под гитару и пили чай с собранными горными травами.

На следующий день мы снова отправились исследовать ущелье. Широкая горная дорога уводила нас все дальше и дальше от лагеря. Потихоньку Дигорское ущелье обнажало перед нами свои неповторимые красоты. Слева вставали суровые горы со снежными вершинами, а справа приковывали взгляд неповторимым разнообразием цветов и трав великолепные альпийские луга. Спелая малина и земляника не оставили равнодушными наших маленьких туристов. И пока детские ладошки наполнялись спелыми ягодами, мы фотографировались на фоне горных пейзажей. И вот через 8 километров пути мы пришли к нашей цели. Водопад «Каскадный» – излюбленное место туристов и уникальный памятник природы. Пенный поток водопада ниспадает со скалы, как с отвесной стены. Водопад берет начало под висячим ледником Тана в Харезском ущелье. Из-за молочно-белой пены его также называют «Жемчужный». Шумный поток воды с грохотом падает вниз по гигантским ступеням и, разбиваясь в блестящую пыль, низвергается в небольшой водоем у подножия. Внизу, в месте падения воды, собирается облако мельчайшей водяной пыли, похожее на алмазы, парящие в воздухе. В солнечный день над водопадом постоянно висит семицветная радуга. Уставшие от долгого пути и утомленные солнцем, мы бросились к прозрачной воде купаться. Но холодная вода (4 градуса!) не позволила сделать наше купание долгим.

На следующий день основная часть нашей группы отправилась в двухдневный поход в урочище Чифандзар - самое крупное в Северной Осетии горное болото озерного происхождения. В пеших походах с рюкзаками и с ночевками в палатках необходимо быть готовыми к физическим нагрузкам и преодолению обычных походных трудностей: это меняющаяся погода, движение под рюкзаком с подъемами и спусками, приготовление еды на костре и на газовых горелках, удаленность от цивилизации. К такому я еще была не готова!!! Поэтому, проводив наших туристов до водопада «Жемчужный», мы с Никитой вернулись собирать горные травы, купаться в реке и объедаться малиной, черникой и земляникой неподалеку от нашего лагеря.

Самым незабываемым днем путешествия для меня стал наш последний день. С опытным туристом Семеном Константиновичем Дуденковым, папой четверых детей и родителем нашей гимназии, мы отправились к верховью водопада «Три сестры». Для детей это было поистине захватывающее приключение. (Да что говорить! И для взрослых тоже.) Дорога была местами сложная, но всегда интересная и восхитительно красивая! Широкая дорога сменилась узкой лесной тропой с зарослями азалий, борщевика и крапивы. Тропинка уводила нас все выше и выше. Преодолевая бурные потоки горных речек по хрупким березовым мостикам, карабкаясь по каменистым горным склонам, мы вышли к первому водопаду. Именно здесь мы обнаружили прекрасный источник углекислой минеральной воды. Наполнив кружки, и сразу почувствовав прилив бодрости, мы двинулись дальше. Погода испытывала нас мелким холодным дождем. И уже через несколько минут нас приветствовал второй, самый мощный из трех, водопад. От внезапной непогоды мы укрылись в пещере, которую обнаружили на правом склоне. Водопад произвел на нас незабываемое впечатление высотой падения и красотой. Потоки воды разбивались об уступчатые каменные пирамиды. За долгие годы, в пирамидах вода выдолбила множество углублений, которые являются настоящим его украшением. Вода, падая в эти углубления, выплескивается из них фонтанчиками. А на третьем водопаде нас ждал пикник с хрустящим лавашем, копченым салом, вкусными ирисками и горячим чаем. На обратном пути мы с удовольствием искупались в бассейне с родниковой водой и отведали настоящих осетинских пирогов.

Как и весь Северный Кавказ, Дигорское ущелье изобилует и удивительными историко-культурными памятниками. Здесь каждый сантиметр земли буквально дышит историей. Именно поэтому наши мудрые руководители организовали нам экскурсию по Дигорскому ущелью. Гид рассказал нам не только о множестве природных достопримечательностей, но и об исторических памятниках. Так, например, самым узким местом ущелья является Ахсинта, представляющая природную крепость. По словам старожил, ее стены не раз спасали от врагов местных горцев. А на участке селений Лезгор, Донифарс, Нар и Задалеск находился оборонительный рубеж (центр Мацуте). На сторожевых башнях, на холмах в случае какой-либо опасности зажигалась сырая солома. Благодаря образовавшемуся дыму весть об угрозе достаточно быстро разносилась по всей Дигории. Сторожевые и фамильные башни сохранились на многих участках этого горного края. Остались здесь и некоторые старинные жилища, особенно в селениях Дзинага, Камунта, Моска, Дунта и Одола.

За время пребывания в ущелье мы имели уникальную возможность прогуляться к водопадам, на Райскую поляну, на Караугомский ледник, являющийся вторым по величине на всем Северном Кавказе; совершить экскурсии по территории национального парка «Алания»; познакомиться с его флорой и фауной; увидеть, правда издалека, святилище Задалески Нана.

Познакомились мы и со столицей Северной Осетии – Владикавказом. Город расположен по обоим берегам реки Терек, на Осетинской наклонной равнине в 30 км от Дарьяльского ущелья, в начале Военно-Грузинской дороги. Мы узнали, что город был основан генералом-поручиком П. С. Потёмкиным в 1784 году близ осетинского селения Дзауджикау как крепость, охранявшая дорогу на Грузию. Много памятников, посвященных событиям Великой Отечественной войны, находится на подступах к Владикавказу. Здесь в 1942 году разворачивалась битва за Кавказ. В 2007 году городу Владикавказу присвоено почетное звание «Город Воинской славы».

Удалось нам побывать и в Геналдонском (Кармадонском) ущелье, которое многим стало известно после схода ледника Колка как место гибели Сергея Бодрова. В сентябре 2002 года крупнейшая в России гляциальная катастрофа унесла жизни более 120 человек. По официальным данным, при сходе гляциального селя погибли 19 человек, 106 числятся пропавшими без вести, в том числе 42 человека из съёмочной группы Сергея Бодрова-младшего, снимавшего в Северной Осетии фильм «Связной». Памятник погибшим от схода ледника Колка установлен в семи километрах от селения Гизель, в месте, до которого дошёл ледник. Мемориал представляет собой юношу, заключённого в глыбу льда.

Быстро пролетели десять дней. Настало время прощаться с Северной Осетией и возвращаться в родной Краснодар. Автобус быстро мчал нас по пыльной дороге, а за спиной оставались река Урух, Караугомский ледник и еще множество неизведанных нами удивительных уголков Дигорского ущелья.

В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы - просто некуда деться!
И спускаемся вниз с покоренных вершин,
Оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце.

1. Здравствуйте, Юлия Владимировна! Какой интересный проект в 23 гимназии! Настоящий лагерь альпинистов)! Уверена, такой отдых содействует становлению юного и взрослого человека!

1. Добрый день, Наталья Александровна!Туристический клуб "Романтик" под руководством Куприяновой Светланы Петровны пользовался популярностью всегда! Еще школьницей я с большим удовольствием ходила с клубом в походы, а теперь привела и своего сына, который уже с нетерпением ждет следующего лета и очередного приключения!